Театр Паниной носит имя графини Софьи Владимировны Паниной, великой просветительницы начала двадцатого века, богатейшей женщины страны, положившей свою жизнь и состояние на борьбу с неграмотностью и серостью.
Весной 1903 года графиня Панина устроила на Лиговке, в грязнейшем и беспокойнейшем районе Петербурга, необычное заведение – Народный Дом для рабочих и их семей. Здесь сложился коллектив единомышленников, которые блестяще справлялись с культурно-просветительскими задачами, стоявшими перед ними. Всего штат постоянных сотрудников насчитывал к 1913 году 64 человека, из них треть работала на безвозмездной основе.
Здание поражало своими размерами, обилием помещений, их функциональностью и удобством. На первом этаже располагалась обширная бесплатная столовая для детей, организованная с учётом новейших технологий того времени. Рядом с ней был просторный гимнастический зал, где детей рабочих обучали учителя физкультуры. За ним была расположена детская библиотека, в которой также могли проводиться лекции и устраиваться концерты. На втором этаже располагался театральный зал на 1000 мест. В нём были установлены кресла специальной конструкции, которые легко могли быть сдвинуты к стенам, чтобы освободить место для танцев.
В цокольном этаже народного дома располагались слесарная и переплётная мастерские, где детей обучали навыкам этих профессий. В отдельном флигеле, связанным общим двором с главным зданием, устроили «Передвижной» музей, который хранил и изготовлял коллекцию наглядных экспонатов и пособий для предметов естественнонаучного цикла, которые безвозмездно предоставлялись на время в школы. В башне с 1905 года начала работу «Общедоступная обсерватория», созданная по инициативе А. Г. Якобсона, остававшегося ее бессменным руководителем. При Народном Доме работала также дешёвая чайная (для тех, кто мог заплатить за себя), а впоследствии были созданы сберегательная касса для рабочих и бесплатная юридическая консультация, работать в которой не гнушались ведущие юристы того времени.
Но, пожалуй, главным достоинством этого здания, стал театральный зал, один из лучших в городе. Здесь был образован «Общедоступный театр»,
со своей постоянной труппой. Однако, в 1905 году на базе «Общедоступного» создаётся «Первый передвижной театр». Постоянными руководителями и ведущими актёрами были его создатели Павел Павлович Гайдебуров и Надежда Фёдоровна Скарская (сестра В. Ф. Комиссаржевской).
Помощником режиссёра в «Общедоступном театре» являлся А. А. Брянцев (основатель ТЮЗа), и впоследствии он же участвовал в организации «Первого передвижного драматического театра». Александр Александрович проработал с Гайдебуровым 15 лет, и эти годы стали для него превосходной театральной школой.
Здесь Брянцев поставил более 60 спектаклей: «Царь Эдип» и «Антигона» Софокла, «Одинокие» Г. Гауптмана, «Борьба за престол» Г. Ибсена, «Женитьба» Н. В. Гоголя и многие другие. В 1907 году к труппе театра присоединяется А. Я. Таиров (впоследствии основатель и руководитель Камерного театра в Москве) не только в качестве актёра, но также предпринимая здесь свои режиссёрские опыты. Именно тут он ставит своего знаменитого шекспировского «Гамлета», «Дядю Ваню» Чехова и «Эроса и Психею» Ю. Жулавского.
Труппа Первого Передвижного в осенне-зимний сезон играла на сцене Лиговского Народного Дома под названием Общедоступного театра, а с февраля по начало апреля (великопостный сезон) работала как Передвижной театр. Актёры объездили всю Россию – Сибирь, Дальний Восток, играли на Украине и в Белоруссии. Постепенно коллектив стал называться «Передвижной Общедоступный театр».
Деятельность носила просветительский характер, ориентир стоял на рабочего зрителя. Репертуар составляли произведения русской и западной классики, лучшее от современных авторов.