графиня С.В Панина

графиня Панина С.В.

Театр Паниной носит имя графини Софьи Владимировны Паниной, великой просветительницы начала двадцатого века, богатейшей женщины страны, положившей свою жизнь и состояние на борьбу с неграмотностью и серостью.

графиня С.В.Панина и её сподвижники

графиня С.В.Панина и её сподвижники

Весной 1903 года графиня Панина устроила на Лиговке, в грязнейшем и беспокойнейшем районе Петербурга, необычное заведение – Народный Дом для рабочих и их семей. Здесь сложился коллектив единомышленников, которые блестяще справлялись с культурно-просветительскими задачами, стоявшими перед ними. Всего штат постоянных сотрудников насчитывал к 1913 году 64 человека, из них треть работала на безвозмездной основе.

Здание поражало своими размерами, обилием помещений, их функциональностью и удобством. На первом этаже располагалась обширная бесплатная столовая для детей, организованная с учётом новейших технологий того времени. Рядом с ней был просторный гимнастический зал, где детей рабочих обучали учителя физкультуры. За ним была расположена детская библиотека, в которой также могли проводиться лекции и устраиваться концерты. На втором этаже располагался театральный зал на 1000 мест. В нём были установлены кресла специальной конструкции, которые легко могли быть сдвинуты к стенам, чтобы освободить место для танцев.

В цокольном этаже народного дома располагались слесарная и переплётная мастерские, где детей обучали навыкам этих профессий. В отдельном флигеле, связанным общим двором с главным зданием, устроили «Передвижной» музей, который хранил и изготовлял коллекцию наглядных экспонатов и пособий для предметов естественнонаучного цикла, которые безвозмездно предоставлялись на время в школы. В башне с 1905 года начала работу «Общедоступная обсерватория», созданная по инициативе А. Г. Якобсона, остававшегося ее бессменным руководителем. При Народном Доме работала также дешёвая чайная (для тех, кто мог заплатить за себя), а впоследствии были созданы сберегательная касса для рабочих и бесплатная юридическая консультация, работать в которой не гнушались ведущие юристы того времени.

Но, пожалуй, главным достоинством этого здания, стал театральный зал, один из лучших в городе. Здесь был образован «Общедоступный театр»,

П.П.Гайдебуров

П.П.Гайдебуров

со своей постоянной труппой. Однако, в 1905 году на базе «Общедоступного» создаётся «Первый передвижной театр». Постоянными руководителями и ведущими актёрами были его создатели Павел Павлович Гайдебуров и Надежда Фёдоровна Скарская (сестра В. Ф. Комиссаржевской).

Помощником режиссёра в «Общедоступном театре» являлся А. А. Брянцев (основатель ТЮЗа), и впоследствии он же участвовал в организации «Первого передвижного драматического театра». Александр Александрович проработал с Гайдебуровым 15 лет, и эти годы стали для него превосходной театральной школой.

Брянцев А.А.

Брянцев А.А.

Здесь Брянцев поставил более 60 спектаклей: «Царь Эдип» и «Антигона» Софокла, «Одинокие» Г. Гауптмана, «Борьба за престол» Г. Ибсена, «Женитьба» Н. В. Гоголя и многие другие. В 1907 году к труппе театра присоединяется А. Я. Таиров (впоследствии основатель и руководитель Камерного театра в Москве) не только в качестве актёра, но также предпринимая здесь свои режиссёрские опыты. Именно тут он ставит своего знаменитого шекспировского «Гамлета», «Дядю Ваню» Чехова и «Эроса и Психею» Ю. Жулавского.

Труппа Первого Передвижного в осенне-зимний сезон играла на сцене Лиговского Народного Дома под названием Общедоступного театра, а с февраля по начало апреля (великопостный сезон) работала как Передвижной театр. Актёры объездили всю Россию – Сибирь, Дальний Восток, играли на Украине и в Белоруссии. Постепенно коллектив стал называться «Передвижной Общедоступный театр».

Деятельность носила просветительский характер, ориентир стоял на рабочего зрителя. Репертуар составляли произведения русской и западной классики, лучшее от современных авторов.

Первый Передвижной театр входит в список «100 Великих театров мира».

Лиговский народный дом 1903 г.

Лиговский народный дом 1903 г.

В практике «Передвижного театра» были попытки «преобразить жизнь силою одухотворённого искусства», придавалось большое значение слову и его воздействию на эмоциональный мир человека и даже на подсознание. Во всех этих исканиях театра, безусловно, отразилось модернистское сознание, присущее интеллигентским поискам мистического и иррационального театра, символистских экспериментов. Но всё же на деле Гайдебурову приходилось корректировать свои увлечения. «Передвижной театр» в любом случае вынужден был опрощаться в сравнении с другими театрами, позволяющими себе роскошные эстетические эксперименты. Он пользовался простой декорацией, он не выдвигал на первый план изысканной режиссуры, а сосредоточил своё внимание на актёрской игре.

Кроме того, театр отличала большая общественная активность – в годы Первой мировой войны коллектив выезжал на фронт, активно выступал в программах земских и благотворительных организаций, устраивал кружки для деятелей народного театра, начал издание «Записок Передвижного Общедоступного театра», собирал вокруг себя многочисленную публику «друзей театра».

«Записки Передвижного Общедоступного театра» стали регулярным петербургским изданием, в котором подробно освещалась жизнь театра, а также публиковались статьи на общетеатральные и литературные темы.

Будучи демократическим по духу, «Передвижной театр» таковым уже не казался после революции. Театр по-прежнему ведёт большую просветительскую работу. Но постепенно теряет всякую самостоятельность и становится одним из государственных театров. В 1920 году передвижники совершают свою последнюю большую поездку по стране.

Жорж Питоев актер, режиссер

Жорж Питоев актер, режиссер

Со временем театр покидают его лучшие силы: Жорж Питоев (впоследствии знаменитый французский режиссёр), Н. Г. Виноградов, В. В. Шимановский, Д. А. Щеглов, а А. А. Брянцев переходит в ТЮЗ.

Не имея ни малейшей возможности проводить свою самостоятельную политику в условиях подчинения государству, в 1928 году театр прекращает своё существование.

Долгое время театральная ниша Лиговского Народного Дома пустовала. За 80 с лишним лет в этом здании (ныне Дворец Культуры Железнодорожников) существовало множество коллективов, как любительских, так и профессиональных. Но ни один из них так и не смог стать тем, по истине творческим лицом, каковым являлся в своё время «Первый Общедоступный театр».

И вот, в 2010 году в рамках возрождения культурных традиций Лиговского Народного Дома было принято решение создать во дворце профессиональный драматический театр, который, как и его именитый предшественник, нёс бы в себе главную цель – «преобразить жизнь силою одухотворённого искусства», но опираясь уже на современные реалии. И в честь основателя Народного Дома театру было присвоено имя Софьи Владимировны Паниной, так незаслуженно забытое в наше время.